05.04.2013

Апелляционное определение Верховный суд Республики Марий Эл от 5 мая 2012 г. по делу N 33-688/2012

Верховный суд Республики Марий Эл
Апелляционное определение от 5 мая 2012 г. по делу N 33-688/2012
Судья: Орлова С.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Марий Эл в составе: председательствующего Петровой О.А., судей Клюкиной О.В. и Юровой О.В., при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 08 февраля 2012 года, которым взысканы с Министерства здравоохранения Республики Марий Эл в пользу Е. расходы на проезд в размере ... руб., в доход местного бюджета государственная пошлина в размере .... Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия установила:

Прокурор Новоторъяльского района Республики Марий Эл обратился в суд в интересах Е. с иском к Министерству здравоохранения Республики Марий Эл о взыскании расходов по оплате проезда к месту получения специализированной медицинской помощи и обратно в размере ... руб. Требование мотивировал тем, что инвалид ... группы Е., страдающий хроническим ..., нуждающийся в ... лечении ..., в период с по три раза в неделю приезжал к месту лечения в оплачивал проезд за счет собственных средств. Ответчиком в возмещение затрат на проезд Е. было отказано ввиду того, что такое возмещение законодательством не предусмотрено. В дополнении к иску прокурор просил взыскать с ответчика в пользу Е. за указанный период расходы на проезд в размере ... руб., указав, что ... предоставляется за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл. Судом постановлено указанное решение. В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Марий Эл просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права. В обоснование жалобы указано, что оплата проезда к месту лечения и обратно является самостоятельной социальной услугой, предоставляемой инвалиду за счет средств федерального бюджета. Лечение, которое оказывается Е. в охватывается понятием медицинской помощи, которая оказывается за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл. Указывают, что судом необоснованно взыскана госпошлина в доход местного бюджета, поскольку Министерство здравоохранения Республики Марий Эл освобождено от уплаты госпошлины. В отзыве на апелляционную жалобу Министерство финансов Республики Марий Эл просит решение отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права. Выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Марий Эл Ф., просившей удовлетворить апелляционную жалобу, решение суда - отменить, Е., просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Полозовой Т.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалобы, возражений, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему. Из материалов дела следует, что Е. является инвалидом... группы с диагнозом..., нуждается в... лечении.... Поскольку в условиях получение такого лечения невозможно, то Е. вынужден постоянно выезжать к месту прохождения лечения за личные средства. Факт нахождения истца в лечебном учреждении - и получение им соответствующего лечения в период с по включительно подтверждается справкой (л.д. 57). С учетом установленных обстоятельств, положений ст. ст. 3, 6.1, 6.2, 6.5 Закона РФ "О государственной социальной помощи", ст. 41 Конституции РФ суд пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на компенсацию расходов по проезду к месту лечения вне зависимости от отсутствия механизма правового регулирования компенсации известных расходов по проезду в медицинские учреждения субъекта РФ, которые не поименованы в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. N 872 в соответствии со ст. 40 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года N 864 утверждены Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В соответствии с п. 4 указанных Правил финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При этом в силу п. 11 Правил средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов в том числе по предоставлению проезда гражданам к месту лечения и обратно при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 октября 2005 года N 617 утвержден Порядок направления граждан органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, который регулирует вопросы, связанные с направлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, для получения ими лечения в медицинских учреждениях за счет средств федерального бюджета при наличии медицинских показаний. В соответствии с ч. 5 ст. 40 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством Российской Федерации. Суд правильно указал в решении, что поскольку в указанном выше Перечне не поименовано, а истец имеет право на компенсацию соответствующих расходов, как неотъемлемую часть оказываемой медицинской помощи, то с учетом утверждаемых ежегодно программ государственных гарантий оказания населению Республики Марий Эл бесплатной медицинской помощи, в том числе, Программе на 2010 год, утвержденной Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25.12.2009 г. N 274, Программе на 2011 год, утвержденной Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30.12.2010 г. N 368, такая помощь должна предоставляться за счет средств бюджета Республики Марий Эл. Суд также пришел к правильному выводу о том, что проезд к месту лечения является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской помощи, ибо в данном случае выезд с места жительства обусловлен исключительно невозможностью получения истцом жизненно необходимого лечения по месту жительства. В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ N 115-О от 06.06.2002 г., провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи. Согласно пунктам 3.2.2 Программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Марий Эл бесплатной медицинской помощи, принятых на 2010 г. и 2011 г., утвержденных постановлениями Правительства Республики Марий Эл от 25.12.2009 г. N 274 и от 30.12.2010 г. N 368, гемодиализ предоставляется за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл. Принимая во внимание изложенное, суд с учетом Положения о Министерстве здравоохранения Республики Марий Эл, утвержденном постановлением Правительства Республики Марий Эл 14.07.2006 г. N 162, сделал правильный вывод о том, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Министерство здравоохранения Республики Марий Эл, поскольку расходы, связанные с проездом к месту лечения и обратно в для получения специализированной медицинской помощи, должны финансироваться за счет средств бюджета субъекта РФ, то есть бюджета Республики Марий Эл. Кроме того, постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18.08.2010 г. N 220 утверждена Республиканская целевая программа "Совершенствование организации оказания диализной помощи и применение методов экстракорпоральной детоксикации населению Республики Марий Эл на 2011 - 2017 годы", в которой указывается, что одним из параметров, определяющих доступность диализной помощи, является доставка пациентов к месту лечения, поскольку оплата проезда к месту лечения пожизненно три раза в неделю является для пациентов данной категории серьезной финансовой нагрузкой. Разделом III Программы предусматривается в том числе обеспечение равной доступности диализной помощи для населения городского округа и муниципальных районов. В силу раздела V программы Министерство здравоохранения Республики Марий Эл обеспечивает меры по полному и качественному выполнению программных мероприятий. При этом, суд обоснованно принял в расчет суммы, подлежащей взысканию по оплате за проезд к месту лечения и обратно, представленные истцом проездные документы, с учетом дат лечения Е., и пришел к выводу о взыскании с ответчика общей стоимости проезда за период с по в размере ... руб. Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам. Оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется. Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда. В то же время судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Марий Эл в доход местного бюджета государственной пошлины в размере .... В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ (в редакции от 27 декабря 2009 года) от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, на Министерство здравоохранения Республики Марий Эл, как на государственный орган исполнительной власти распространяется указанная льгота. Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора. Соответственно, в данной части решение суда первой инстанции подлежит изменению путем исключения из резолютивной части решения обязанности Министерства здравоохранения Республики Марий Эл по уплате госпошлины в размере .... Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: Решение Йошкар-Олинского городского суда от 08 февраля 2012 года изменить в части взыскания госпошлины, исключив из резолютивной части указание о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Марий Эл государственной пошлины в размере .... в доход местного бюджета. В остальной части решение Йошкар-Олинского городского суда от 08 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Марий Эл - без удовлетворения.
 Председательствующий О.А.ПЕТРОВА Судьи О.В.КЛЮКИНА О.В.ЮРОВА



Наши партнёры