19.04.2016

Уфа: Судебное решение об обеспечении доставки больных хронической почечной недостаточностью к месту проведения гемодиализа и обеспечении финансирования процедуры


Дело № 2-3513/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Уфа                      30 апреля 2015 года

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан

в составе: председательствующего судьи Индан И. Я.,

при секретаре Курятниковой О. Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Кугарчинского района Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределённого круга лиц к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании организовать и обеспечить доставку больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи ЦРБ <адрес> методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, а также обеспечить финансирование указанных мероприятий,

установил:

прокурор Кугарчинского района Республики Башкортостан, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи ЦРБ <адрес> методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, а также обеспечить финансирование указанных мероприятий указывая, что в связи с поступившим обращением лиц, страдающих хронической почечной недостаточностью, проведена проверка исполнения законодательства об основах здоровья граждан в Российской Федерации, в ходе которой установлены нарушения требований закона в связи с не обеспечением доставки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно.

В судебное заседание представитель ответчика - Министерства здравоохранения Республики Башкортостан не явился, извещен о дне рассмотрения надлежащим образом. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе; лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению; распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства; поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, учитывая, что неявка лица, извещенного о времени и месте заседания, не является препятствием к рассмотрению иска, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие такового.

Представитель истца ФИО9 исковые требования поддержала, просила удовлетворить по указанным в иске доводам.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее именуется - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе относится: организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи медицинских организациях субъекта Российской Федерации.

Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя представление медицинский услуг (пункт 3 статья 2 Федерального закона № 323-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В свою очередь, медицинское вмешательство определено как выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ).

Согласно статье 80 Федерального закона № 323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи представляется, в том числе, специализированная медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (статья 34 Федерального закона № 323-ФЗ).

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 115-0. провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регулирующих оказание гражданам медицинской помощи.

В силу части 2 статьи 19 ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья является, в том числе доступность и качество медицинской помощи.

В соответствии со ст. 10 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Из анализа указанных норм права следует, что транспортная доступность или так называемая географическая доступность обозначает, что каждый человек может обратиться к врачу в пределах границ своего населенного пункта либо в течение разумного времени передвижения до медицинского учреждения с учетом доступных транспортных средств.

В настоящее время основным способом лечения хронической почечной недостаточности является заместительная почечная терапия, которая осуществляется посредством гемодиализа.

Данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется больным хронической почечной недостаточностью в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утверждённой постановлением Правительства Республики Башкортостан, от ДД.ММ.ГГГГ №500.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 1696-Д "О мерах по совершенствованию организации диализной помощи гражданам в Республике Башкортостан" утвержден перечень диализных подразделений лечебно-профилактических учреждений Республики Башкортостан с прикрепленными к ним территориями, оказывающих специализированную медицинскую помощь (аппаратный гемодиализ в перитонеальный диализ) пациентам с острой и терминальной стадией хронической почечной недостаточности.

Согласно указанному перечню лечение организовано только в лечебных учреждениях, расположенных в городах Уфе, Стерлитамаке, Дюртюлях. Белорецке, Сибае, Белебее.

Между тем, установлено, что между ГБУЗ РБ Мраковская ЦРБ и ООО "Лаборатория гемодиализа" подписан договор о размещении негосударственного отделения гемодиализа в ЦРБ <адрес>, которое в настоящее время функционирует.

Согласно сведениям ГБУЗ РБ Мраковская ЦРБ на территории Муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан проживают 8 лиц, страдающих хронической почечной недостаточностью, из них нуждающихся в транспортировке до медицинского учреждения 5 человек: ФИО1 проживающая по адресу: РБ Кугарчинский район, д. Якшимбетово, <адрес> (12 км. до <адрес>); ФИО2 проживающий по адресу: РБ Кугарчинский район, <адрес> (35 км. до <адрес>); ФИО3 проживающий по адресу: РБ Кугарчинский район, <адрес> (53 км. до <адрес>); ФИО4 проживающий по адресу: РБ Кугарчинский район, <адрес> (33 км. до <адрес>); ФИО5 проживающая по адресу: РБ Кугарчинский район, <адрес> (35 км. до <адрес>);

Указанные лица нуждаются в постоянном лечении гемодиализом с Применением аппарата "Искусственная почка", а также в доставлении из дома на лечение и обратно не реже 3-х раз в неделю.

Принимая во внимание общеизвестные факты отсутствия регулярного транспортного сообщения между центром гемодиализа и населенными пунктами Кугарчинского района Республики Башкортостан, географическую удаленность между данными пунктами (например: <адрес> располагается в 53 километрах от <адрес>), состояние здоровья граждан, страдающих почечной недостаточностью (эмоциональная лабильность (апатия сменяется возбуждением), нарушение ночного сна, сонливость днем, заторможенность и неадекватность поведения) и нуждающихся в необходимом для жизнеобеспечения специализированном лечении в центрах гемодиализа, невозможности проведения гемодиализа по месту жительства граждан, и что данный вид специализированной медицинской помощи представляется гражданам в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утверждённой постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 500, в связи с чем проезд от места жительства к месту получения данной процедуры следует считать неотъемлемой частью вида медицинских услуг.

При этом указанные лица вынуждены самостоятельно добираться из дома до ГБУЗ РБ Мраковская ЦРБ (например: ФИО5 - 35 км. до <адрес>).

Принимая во внимание общеизвестные факты отсутствия регулярного транспортного сообщения между центром гемодиализа и населенными пунктами Кугарчинского района Республики Башкортостан, географическую удаленность между данными пунктами, состояние здоровья граждан, страдающих почечной недостаточностью и нуждающихся в необходимом для жизнеобеспечения специализированном лечении в центрах гемодиализа, невозможности проведения гемодиализа по месту жительства граждан, и что данный вид специализированной медицинской помощи представляется гражданам в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утверждённой постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ» 500, в связи с чем, проезд к месту получения данной процедуры следует считать неотъемлемой частью медицинских услуг.

В соответствии с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Статьей 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесена организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации, а также создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан (пункты 5, 6 части 1 указанной статьи).

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющим свою деятельность на основании Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №УП-18. В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, законами Республики Башкортостан, нормативными правовыми актами Президента Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан, а также настоящим Положением.

Пунктами ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №УП-18., функции по организации специализированной медицинской помощи, возложены на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.

Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является уполномоченным органом, который организует оказание данной специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях для жителей Республики Башкортостан и обеспечивает ее доступность для граждан».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обязано обеспечить доставку больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи ЦРБ <адрес> методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, а также обеспечить финансирование указанных мероприятий.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить иск прокурора Кугарчинского района Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределённого круга лиц.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обеспечить доставку больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи ЦРБ <адрес> методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, обеспечив финансирование указанных мероприятий.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.

Председательствующий:                     И. Я. Индан



Наши партнёры