Логотип НЕФРО-ЛИГИ
Главная Поиск Версия для печати
    
17.08.2015

Димитровград: Судебное решение о транспортировке больных на гемодиализ

Информация по делу № 2-871/2015 ~ М-610/2015

Дело № 2-871/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 мая 2015 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Орловой С.Н., при секретаре Иванковой С.М., с участием прокурора Фомичева Д.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц, в защиту интересов муниципального образования «Город Димитровград» к Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к организации и обеспечению доставки автомобильным транспортом пациентов до места получения специализированной медицинской помощи и обратно,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и в защиту интересов муниципального образования г.Димитровград с данным иском к ответчикам Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» (далее ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России). В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой г.Димитровграда на основании информации администрации г.Димитровграда проведена проверка исполнения требований законодательства в связи с лечением лиц, имеющих почечную недостаточность, а также с их доставкой для получения обязательных медицинских процедур.

В городе Димитровграде проживает 42 человека, страдающие почечной недостаточностью и нуждающиеся в заместительной почечной терапии методом гемодиализа. Из них 22 человека получают заместительную почечную терапию в отделении диализа ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России, а 20 больных трижды в неделю посещают с этой целью обособленное подразделение ООО «Фрезениус Нефрокеа» в г.Ульяновске.

Доставка указанных больных в г.Ульяновск из г.Димитровграда в настоящее время осуществляется силами администрации г.Димитровграда и подведомственных ей муниципальных учреждений.

В силу ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

На основании п.ж ч.1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения и социальной защиты. Здравоохранение, социальное обеспечение относится к совместному ведению федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти Ульяновской области согласно п. «и» ч.1 ст. II Федеративного договора от 31.-02.1992 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга».

Согласно п.24 ч.2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно (за исключением субвенций федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Статьей 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья отнесена организация оказания населению субъекта РФ первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта РФ, а также создание в пределах компетенции, определенной законодательством РФ, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан.

Согласно п.1 ст.4 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» №326-ФЗ от 29.11.2010 г. одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.

Пунктом 2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Доступность и качество медицинской помощи обеспечивается, в том числе, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с данной программой.

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 № 1274, предусмотрено, что органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают в соответствии с Программой и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Согласно п.2 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов ( далее -Территориальная программа), утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области № 602-П от 25.12.2014, в рамках данной программы бесплатно предоставляется помимо прочего специализированная медицинская помощь в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, включая не медикаментозные методы профилактики, лечения и медицинской реабилитации.

ООО «Фрезениус Нефрокеа» и ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России внесены в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации названной программы.

Финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется, согласно ч.2 ст. 83 ФЗ № 323-ФЗ и п.5 Территориальной программы, за счет средств обязательного медицинского страхования, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников.

Проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской услуги.

Министерство здравоохранения и социального развития является исполнительным органов государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории области государственной политики в сфере охраны здоровья, труда, социального развития. Министерство реализует полномочия по управлению в сфере здравоохранения и управлению обеспечением жизнедеятельности инвалидов, организует оказание специализированной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, создает условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан.

В связи с этим прокурор полагает, что доставка пациентов для проведения заместительной почечной терапии в г.Ульяновск и обратно, должна осуществляться силами Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области.

Ответчики Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области и ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России необходимые меры для обеспечения гражданам доступности медицинской помощи не осуществляют. При этом приоритет интересов пациента предполагает, в том числе, организацию оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени и транспортную доступность медицинской помощи (ст. 6 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ»).

Значительное территориальное удаление больных, проживающих в г.Димитровграде, от учреждения, оказывающего заместительную почечную терапию, затрудняет получение иногородними пациентами данной медицинской услуги. Выезд с места жительств обусловлен исключительно невозможностью получения пациентами жизненно необходимого лечения по месту жительства.

Бездействие ответчиков нарушает права неопределенного круга лиц и влечет неправомерное расходование денежных средств местного бюджета.

Уточнив заявленные исковые требования, прокурор просил обязать Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области, ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России организовать и обеспечить доставку автотранспортом больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи по проведению гемодиализа в г.Ульяновске и обратно по графику гемодиализа.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Министерство финансов Ульяновской области и Федеральное медико-биологическое агентство России.

Заместитель прокурора г.Димитровграда Фомичев Д.Ю. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования по изложенным в иске основаниям, указав, что Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области обязано организовать и обеспечить доставку пациентов с почечной недостаточностью для прохождения процедуры гемодиализа, поскольку организация оказания данного вида медицинской помощи находится в компетенции Министерства. ФГБУЗ КБ№ 172 ФМБА России, как лечебное учреждение, обслуживающее жителей г.Димитровграда, обязано принимать меры для охвата процедурой заместительной почечной терапии всех больных, нуждающихся в гемодиализе, однако достаточных мер для этого не принимает. Просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области Быкова О.К в судебном заседании не признала исковые требования прокурора г.Димитровграда и пояснила суду, что доставка пациентов для прохождения гемодиализа не является медицинской услугой, а является транспортной услугой, обеспечение оказания транспортных услуг больным не входит в компетенцию Министерства. В соответствии со ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований - при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту. В целях лечения транспортировка оказывается за счёт собственных средств пациента. Пациенты, страдающие почечной недостаточностью, получают плановое лечение, на стационарном лечении не находятся, следовательно, их доставка не может быть оказана в рамках программы государственных гарантий.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Ульяновской области от 25.12.2013 № 635-П «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» при оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). Больные почечной недостаточностью к данному виду больных не относятся.

Приказом Минздрава РФ № 1271н от 20.12.2012 «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности» и Приказом Минздравсцоразвития РФ № 17н от 18.01.2012 «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Нефрология» такая услуга, как транспортировка больных на гемодиализ в амбулаторных условиях, не предусмотрена. В состав тарифа на обязательное медицинское страхование расходы на доставку пациентов на гемодиализ не входят.

Министерство здравоохранения РФ направило официальные разъяснения «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов», в которых указано, что доставка на гемодиализ осуществляется за счёт собственных средств пациентов, и эти расходы не могут быть оплачены из средств фонда социального страхования.

Создание условий для оказания медицинской помощи на территории муниципального образования относится к вопросам местного значения, поэтому органы местного самоуправления вправе разработать и принять правовой акт для организации доставки пациентов к месту получения специализированной медицинской помощи при невозможности ее получения на территории муниципального образования. Такая программа принята и в г.Димитровграде. В силу положений заключенного в декабре 2011 года между Правительством Ульяновской области и муниципальным образованием г.Димитровград соглашения о взаимодействии в связи с разграничением полномочий в сфере здравоохранения руководители муниципальных образования организуют создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района в соответствии Территориальной программой, организуют транспортную доступность для государственных учреждений здравоохранения. Срок действия соглашения продлен на год, о его расторжении Правительство области не уведомлено.

Город Димитровград входит в перечень территорий, обслуживаемых ФМБА, медицинскими учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения Ульяновской области, данная территория не обслуживается. Бюджетным кодексом РФ установлен запрет на установление и исполнением органами государственной власти субъекта РФ расходных обязательств, связанных с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти. Считает, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, просила в удовлетворении иска прокурора отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» Гоман К.С., действующая на основании доверенности, не признала исковые требования, указав, что в учреждении имеется отделение диализа, которое оснащено 8 аппаратами «искусственная почка». Отделение работает в две смены и способно обслужить 24 пациента, страдающих почечной недостаточностью. Отбор пациентов, нуждающихся в процедуре гемодиализа, и направление их на процедуру в ФГБУЗ производится Министерством здравоохранения Ульяновской области. Материальной возможности для обеспечения предоставления гемодиализа всем нуждающимся в ней жителям г.Димитровграда ФГБУЗ не имеет. Имеет место недостаток кадров и отсутствие необходимого числа аппаратов для гемодиализа. Обязанность по организации доставки пациентов для прохождения названной процедуры в г.Ульяновске ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России не признает в связи с тем, что полномочия по оказанию специализированной высокотехнологичной медицинской помощи гражданам находятся у Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области. Полномочия ФГБУЗ № 172 ФМБА России ограничены лишь лечением больных, направленных в учреждение Министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области на гемодиализ. Просила в иске к ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Ульяновской области Гордеева О.Ю. в судебном заседании считала исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным Быковой О.К., суду пояснила, что средства для организации доставки пациентов на процедуру гемодиализа не предусмотрены в областном бюджете для Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации г.Димитровграда Гадальшин Р.Р. и Мирау Ф.Г., действующие на основании доверенности, поддержали исковые требования прокурора и просили их удовлетворить. Гадальшин Р.Р. пояснил, что муниципальное образование г.Димитровград не обязано нести расходы по доставке пациентов для оказания им специализированной медицинской помощи, организация оказания которой находится в компетенции органов государственной власти субъекта РФ, а именно Министерства здравоохранения и социального развития области. Участие муниципального образования в организации доставки пациентов в г.Ульяновск не предусмотрено законом и муниципальными правовыми актами. На территории г.Димитровграда не имеется муниципальных учреждений здравоохранения, территория обслуживается учреждением здравоохранения, финансируемым из федерального бюджета. В 2014 году доставка пациентов осуществлялась за счет средств городского бюджета, предусмотренных для целей социальной поддержки населения в соответствии с действовавшим муниципальным правовым актом «Комплекс мер социальной поддержки», утвержденным Городской думой г.Димитровграда. В 2015 году в связи ухудшением финансового состояния средств на указанные цели не имеется, данная программа на 2015 год не принята. Администрация г.Димитровграда обращалась к Министру здравоохранения Ульяновской области с просьбой о решении вопроса доставки пациентов, однако какие - либо меры, направленные на решение указанной проблемы, не были приняты. Жизнь и здоровье жителей г.Димитровграда, страдающих почечной недостаточностью и нуждающихся в процедуре гемодиализа, поставлено под угрозу.

Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФМБА России и ООО «Фрезениус Нефрокеа», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, письменного мнения по заявленному иску не представили.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

Статьей 41 Конституции РФ закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 № 115-0, провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществить комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регулирующих оказание гражданам медицинской помощи.

Из материалов дела усматривается, что на территории города Димитровграда имеется единственное лечебное учреждение, обеспечивающее бесплатное оказание гражданам медицинской помощи- ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России.

Территория муниципального образования в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1156-р от 21.08.2006 года отнесена к территориям, обслуживаемым ФМБА России.

В городе Димитровграде на момент проведения прокурорской проверки проживали 42 человека, страдающие хронической почечной недостаточностью, и признанные в установленном порядке Министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области нуждающимися в постоянном проведении заместительной почечной терапии (гемодиализе).

ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России имеет отделение диализа, мощности которого не обеспечивают потребность всех нефрологических больных города Димитровграда, нуждающихся в проведении диализа, в связи с чем часть пациентов по направлению Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области получают указанный вид специализированной медицинской помощи в лечебном учреждении г.Ульяновска - ООО «Фрезениус Нефрокеа».

Доставка больных из города Димитровграда осуществляется администрацией города Димитровграда в добровольном порядке, при этом, каких-либо нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения, и обязывающих органы местного самоуправления осуществлять транспортную доставку пациентов к месту получения специализированной медпомощи, не имеется.

При разрешении требований прокурора, суд полагает, что обязанность по обеспечению доставки таких пациентов лежит на Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области. При этом, суд исходит из следующего.

Пунктом 2 ст.19 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» установлено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

В соответствии с п.5 ст. 10 данного Федерального закона №323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечивается предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта РФ первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта РФ.

Согласно п.3 ст.2 данного Федерального закона под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. В силу п.4 ст. 2 этого же Федерального закона медицинская услуга – медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Согласно ст. 80 данного Федерального закона в рамках государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предоставляется, в том числе специализированная медицинская помощь, которая в силу ст. 34 Федерального закона оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Ст. 8 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в РФ» предусмотрено, что социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством РФ, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством РФ случаях.

В соответствии с п.п. 21 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта РФ, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта РФ в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Пунктом 24 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Статьей 16 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, и к ним помимо прочего отнесены разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности; организация оказания населению субъекта РФ первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта РФ; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан; координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации.

Статьей 17 вышеуказанного Федерального закона определены полномочия органов местного самоуправления муниципального района в сфере охраны здоровья, к которым, в том числе, отнесены создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта РФ в пределах полномочий, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 16 данного Федерального закона.

Согласно п.1 ст.4 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» №326-ФЗ от 29.11.2010 г. одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.

Ч.1 ст. 81 данного Федерального закона предусмотрено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов РФ утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2014 года №602-П утверждена «Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в соответствии с п. 2 которой гражданам РФ на территории Ульяновской области в рамках Программы бесплатно предоставляется, кроме прочего, специализированная медицинская помощь в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи. Источниками финансового обеспечения Территориальной программы являются средства федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области, средства ОМС (п. 5 Программы).

В рамках указанной программы предусмотрено предоставление, в том числе, специализированной медицинской помощи больным хронической почечной недостаточностью в форме заместительной почечной терапии.

Как видно из Приложения №1 к данной Территориальной программе, ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России и ООО "Фрезениус Нефрокеа" внесены в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий, в том числе Территориальной программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии с ч. 2 ст. 83 выше Федерального закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 4) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом ч. 11 ст. 83 данного Федерального закона источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных настоящим Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 15.11.2013 № 537-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, труда, содействия занятости населения, социального развития и социальной защиты населения, осуществляет управление – в сфере здравоохранения, предоставлением социальной помощи в установленном порядке, социальной поддержкой отдельных категорий населения, социальным обслуживанием граждан, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе инвалидов, обеспечением жизнедеятельности инвалидов.

П.2 Положения о Министерстве функции по организации специализированной медицинской помощи, обеспечению ее доступности для граждан, возложены на Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области.

Таким образом, Министерство является уполномоченным органом, который организует оказание данной специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях для жителей области и обеспечивает ее доступность для граждан.

Доступность и качество медицинской помощи как одного из принципа охраны здоровья, в силу ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ, обеспечивается транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, включая инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями.

Суд полагает, что транспортировка больных хронической почечной недостаточностью в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом гемодиализа, является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской услуги и составляющей частью мероприятий по ее оказанию.

Ссылки ответчика на обязанность органов местного самоуправления по организации доставки нефрологических больных при реализации полномочий по созданию условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района не может быть принята.

В соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи относится к вопросам местного значения муниципального района.

Ссылка ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области на соглашение между Правительством Ульяновской области и муниципальным образованием г.Димитровград о взаимодействии в связи с разграничением полномочий в сфере здравоохранения, заключенное в декабре 2011 года отклоняется судом. Доказательств тому, что указанное соглашение действует и исполняется в настоящее время не представлено.

Кроме того, суд учитывает, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет средств ОМС, а также и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы ОМС, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования), а не средств муниципального бюджета. Выделение средств на доставку пациентов на гемодиализ из областного бюджета муниципальному образованию г.Димитровграда не предусмотрено.

Согласно п.12 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» согласно п.12 ст. 15 данного Федерального закона к вопросам местного значения относится создание условий оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, то есть органы местного самоуправления муниципального района участвуют в создании условий для оказания медицинской помощи населения при условии включения их в территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при наличии возможности могут принимать решения о дополнительных мерах социальной поддержки.

Решением городской думы г.Димитровграда от 11.12.2013 № 5/46 был утвержден Комплекс мер по социальной поддержке отдельных категорий граждан г.Димитровграда Ульяновской области на 2014 год, в рамках которых было предусмотрено предоставление муниципальной услуги в виде доставки инвалидов 1,2 группы на системный диализ в г.Ульяновск.

В 2015 году на территории г.Димитровграда не предусмотрено предоставление указанного вида социальной поддержки.

Доводы ответчика о том, что письмом от 12.12.2014 Минздрав России разъяснил порядок формирования территориальной программы государственных гарантий в части не включения в тариф на оплату медицинской помощи проезда пациентов до места оказания медицинских услуг в виде заместительной почечной терапии методом гемодиализа, также не могут быть приняты. Указанный документ нормативно-правовым актом, регулирующим спорные отношения, не является и не освобождает ответчика от обязанности обеспечения оказания специализированной медицинской помощи в виде заместительной почечной терапии.

Проанализировав представленные доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в отношении Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, как лица, осуществляющего организацию оказания специализированной медицинской помощи гражданам, проживающим на территории Ульяновской области. При этом суд исходит из того, что проведение заместительной терапии методом гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения, финансирование данного вида специализированной помощи на территории Ульяновской области на 2015 год предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2014 года №602-П.

Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Органом исполнительной власти Ульяновской области, обеспечивающим проведение государственной политики на территории области в сфере охраны здоровья населения Ульяновской области, является Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области. Министерство осуществляет организацию оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях. Таким образом, финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, в частности, по проведению заместительной терапии методом гемодиализа, финансируется за счет бюджета Ульяновской области, организация оказания такой помощи относится к полномочиям Министерства.

Доводы представителя ответчика о том, что Министерство не оказывает транспортные и непосредственно медицинские услуги судом отклоняются.

Транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не являясь непосредственно специализированной медицинской помощью, в то же время является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа. Данная услуга относится к услугам, сопутствующим и обеспечивающим оказание специализированной медицинской помощи по специальности нефрология и в силу закона ее надлежащее оказание гражданам должно быть обеспечено Министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области.

С учетом изложенного, поскольку ответчиком не приняты меры для обеспечения исполнения требований закона, требования прокурора о понуждении ответчика в совершении указанных действий подлежат удовлетворению. На Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области следует возложить обязанность по организации и обеспечению доставки больных хронической почечной недостаточностью, проживающих в г.Димитровграде и нуждающихся в проведении заместительной почечной терапии в г. Ульяновск и обратно.

Учитывая, что полномочия по организации обеспечения оказания специализированной медицинской помощи реализуются органом государственной власти субъекта РФ, а не конкретным лечебным учреждением (ГБУЗ КБ № 172 ФМБА России), осуществляющим лишь предоставление медицинской услуги, суд полагает необходимым в иске прокурора к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» отказать как к ненадлежащему ответчику по делу.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Димитровграда в интересах неопределенного круга лиц, в защиту интересов муниципального образования «Город Димитровград» удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом пациентов с хронической почечной недостаточностью для прохождения процедуры заместительной почечной терапии ( гемодиализа) от г.Димитровграда до места получения медицинской помощи в г.Ульяновске и обратно в соответствии с графиком лечения.

В остальной части в удовлетворении иска прокурора г.Димитровграда к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме- 12 мая 2015 года.

Судья: С.Н. Орлова

Источник: Димитровградский городской суд Ульяновской области





novartis-logo.gif Амджен.gif NMS.jpg Сотекс.gif Astellas.jpg SANOFI.jpg http://www.abbvie.ru/content/dam/abbviecorp/icons/logo_abbvie.png